0002  АГРАНОВИЧ  ЕВГЕНИЙ

1006 Вечный огонь
1007 Еврей-священник
1008 Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...


1006 Вечный огонь

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю –
Многих старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,                                                 
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин

Нет в России семьи такой,
Где не памятен свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд – словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

1970


1007 Еврей-священник

Еврей-священник – видели такое?
Нет, не раввин, а православный поп,
Алабинский викарий, под Москвою,
Одна из видных на селе особ.

Под бархатной скуфейкой, в чёрной рясе (1) (2)
Еврея можно видеть каждый день:
Апостольски он шествует по грязи (3)
Всех четырёх окрестных деревень.

Работы много, и встаёт он рано,
Едва споют в колхозе петухи. (4)
Венчает, крестит он, и прихожанам
Со вздохом отпускает их грехи.

Слегка картавя, служит он обедню, (5)
Кадило держит бледною рукой. (6)
Усопших провожая в путь последний, (7)
На кладбище поёт за упокой... (8)

Он кончил институт в пятидесятом –
Диплом отгрохал выше всех похвал.
Тогда нашлась работа всем ребятам –
А он один пороги обивал. (9)

Он был еврей – мишень для шутки грубой,
Ходившей в те неважные года,
Считался инвалидом пятой группы, (10)
Писал в графе «Национальность»: «Да». (11)

Столетний дед – находка для музея,
Пергаментный и ветхий, как талмуд, (12) (13)
Сказал: «Смотри на этого еврея,
Никак его на службу не возьмут.

Еврей, скажите мне, где синагога?
Свинину жрущий и насквозь трефной, (14) (15)
Не знающий ни языка, ни Бога...
Да при царе ты был бы первый гой». (16)

«А что? Креститься мог бы я, к примеру,
И полноправным бы родился вновь.
Так царь меня преследовал – за веру,
А вы – биологически, за кровь».

Итак, с десятым вежливым отказом
Из министерских выскочив дверей,
Всевышней благости исполнен, сразу (17)
В святой Загорск направился еврей. (18)

Крещённый без бюрократизма, быстро,
Он встал омытым от мирских обид,
Евреем он остался для министра,
Но русским счёл его митрополит. (19) (20)

Студенту, закалённому зубриле,
Премудрость семинарская – пустяк. (21)
Святым отцам на радость, без усилий (22)
Он по два курса в год глотал шутя.

Опять диплом, опять распределенье...
Но зря еврея оторопь берёт: (23)
На этот раз без всяких ущемлений (24)
Он самый лучший получил приход.

В большой церковной кружке денег много.
Рэб батюшка, блаженствуй и жирей. (25) (26)
Что, чёрт возьми, опять не слава Богу?
Нет, по-людски не может жить еврей

Ну пил бы водку, жрал курей и уток,
Построил дачу и купил бы ЗИЛ, – (27)
Так нет: святой районный, кроме шуток
Он пастырем себя вообразил.

И вот стоит он, тощ и бескорыстен,
И громом льётся из худой груди (28)
На прихожан поток забытых истин,
Таких, как «не убий», «не укради».

Мы пальцами показывать не будем,
Но многие ли помнят в наши дни:
Кто проповедь прочесть желает людям,
Тот жрать не должен слаще, чем они.

Еврей мораль читает на амвоне, (29)
Из душ заблудших выметая сор... (30)
Падение преступности в районе –
Себе в заслугу ставит прокурор.

1962

(1) Скуфейка - остроконечная шапочка священника из ткани с густым мягким коротким ворсом на лицевой стороне.
(2) Ряса - верхняя одежда православного духовенства.
(3) Апостол - странствующий проповедник христианства.
(4) Едва споют петухи (на заре) - определение времени по троекратному пению петухов (в полночь, перед зарёй, на заре). Заря - восход солнца.
(5) Обедня - христианское богослужение, совершаемое утром или в первую половину дня; литургия.
(6) Кадило - металлический сосуд для сжигания ладана и заполнения помещения запахом ладана.
(7) Провожать в последний путь усопшего - хоронить кого-нибудь.
(8) Петь за упокой - молитва за покой души умершего.
(9) Обивать пороги - настойчиво ходить по отделам кадров добиваясь приёма на работу. Всех его соучеников взяли на работу, но его - еврея - на работу не брали.
(10) Инвалид пятой группы (сарказм) - здесь: еврей (пятый пункт анкеты или паспорта - национальность).
(11) Да - да, еврей.
(12) Пергамент - материал для письма из обработанной специальным способом кожи животных. Здесь: очень старый человек с высохшей кожей.
(13) Талмуд - кодекс религиозных, бытовых и правовых предписаний иудаизма.
(14) Свинину жрущий - еврейская религия запрещает есть свинину.
(15) Трефной - здесь: не соблюдающий еврейских религиозных предписаний в отношении пищи.
(16) Гой - не еврей (Идиш). Многие правители имели при дворе советника - еврея.
(17) Всевышняя благость - любовь и милосердие, божья добродетель.
(18) Загорск (до 1930 Сергиев Посад) - город в Московской области. Историческое ядро Загорска - Троице Сергиева лавра где работает Семинария для подготовки священнослужителей.
(19) Счёл - здесь: признал.
(20) Митрополит - высший духовный христианский сан в России.
(21) Семинария - среднее духовное училище.
(22) Святой отец - здесь: преподаватель.
(23) Оторопь берёт - чувствует удивление, растерянность, замешательство.
(24) Ущемление - здесь: дискриминация, ограничение, обида, оскорбление.
(25) Рэб - господин (Идиш).
(26) Жирей - здесь: богатей, живи в своё удовольствие.
(27) ЗИЛ (завод имени Лихачёва) - дорогой легковой автомобиль сделанный на этом заводе.
(28) Громом льётся - очень громко произносит
проповедь.
(29) Амвон - возвышение в церкви перед царскими вратами.
(30) Выметать сор - здесь: переубеждать, перевоспитывать.


1008 Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал...
Что имел – потерял, что любил – не сберёг,
Был я смел и удачлив, а счастья не знал.

И носило меня, как осенний листок.
Я менял города и менял имена,
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не блестела луна.

И окурки я за борт бросал в океан,
Проклинал красоту островов и морей,
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей...

Зачеркнуть бы всю жизнь и с начала начать,
Прилететь к ненаглядной певунье моей
Да вот только узнает ли Родина-мать
Одного из пропавших своих сыновей?

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...


1954

Комментарии